8 (908) 511 91 16
8 (908) 518 07 15
Заказать обратный звонок
Череватенко Татьяна Филипповна
  • Обществознание
  • История
  • Образование: КГИК, РГПУ (ЮФУ)
  • Опыт работы: 27 лет
Посмотреть видео
Череватенко Татьяна Филипповна

Преподаватель истории и обществознания. Окончила Краснодарский Государственный Университет Культуры и Искусств и РГПУ (ЮФУ), специальность «история и гуманитарные науки».

  • Эксперт ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по истории (любой уровень)
  • Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (любой уровень)
Район проведения занятий: Центр (Красноармейская/Соколова), Северный (Королева 22Г)
Стоимость занятий: 1200 р./120 мин, занятия 2 раза в неделю (мини-группа 6-7 человек)
В 2015 Татьяна Филипповна подготовила в нашем центре единственного в Ростовской области 100-бальника по истории.

Череватенко Татьяна Филипповна:   «Если Вы будете знать больше, чем я, я буду этим только восхищаться!»

- Расскажите, как Вы пришли в образование и почему стали педагогом?

- Наверное, кроме моих личных шагов это было и определенное предназначение. Изначально история привлекла меня тем, что в этом предмете можно узнать много информации с научной точки зрения. Помимо этого, мне нравилась философия и взаимодействие с детьми. С детьми и вообще с людьми я взаимодействую на протяжении всей своей жизни. Если я столько лет в педагогике, если это – любимое дело, если у меня ни разу не было желания из него уйти, то, наверное, это всё-таки предназначенный путь.

- А как начался этот путь?

- Как я всегда говорю своим ученикам, с которыми мы сотрудничаем: всё, что ни делается – всё к лучшему. Изначально родители хотели, чтобы я стала врачом. Они исполняли все мои капризы, и я поступала в медицинский институт аж в Новосибирске – захотела учиться не в Ростове. И они, естественно, согласились с этим. Я поступала туда, но не поступила.

А всё, что связано с педагогикой и творчеством, получалось очень легко, ведь педагогика – это не только передача знаний, но ещё и творчество. И изначально я пошла в школу не как учитель истории. Я пошла в школу с предметом, связанным с музыкой и культурой. Но, чем бы я ни занималась, вместе со своими коллегами и единомышленниками, которые были рядом, я стремилась всегда идти вперёд. Что в музыкальном творчестве, что потом, в научном подходе, педагогическом, философском, обществоведческом… Самое главное – помнить, что на протяжении всей нашей жизни мы учимся. Как только перестаём учиться, мы начинаем деградировать, и это уже становится не интересно.

- А в какой момент Вы начали заниматься репетиторством?

- Точно не помню. Во времена Советского Союза репетиторства не было, это не было распространено. Меня просто просили помочь с подготовкой домашних заданий, когда родители были заняты, потихонечку окунались в работу.  Постепенно, когда для родителей уже становилась важной их трудовая деятельность, у них не всегда было достаточно времени на подготовку детей. И начиная уже со средней школы, учащиеся и родители начали сами меня искать. А когда появился Единый государственный экзамен, я начала готовить к нему.

- Вы готовите к ЕГЭ по истории и обществознанию. Начнем с истории. Это довольно сложный предмет, а что труднее всего даётся ученикам в нём? Что тяжелее всего учить?

- Главная трудность – огромный объём. Каждый год я даю для себя какое-то определение, в этом году оно таково, что история – это бездна. Она такая глубокая! И даже в том кодификаторе, который представлен на сайте ФИПИ и для учащихся, готовящихся к сдаче истории, любая тема очень глубоко расширяется. И мало того, что этот объём информации огромен – ещё нужно суметь найти в ней необходимую и использовать её для успешной сдачи экзамена. Всё-таки, основным критерием на ЕГЭ по истории является знание дат и фактов. А волнение на экзамене, естественно, начинает блокировать нужную информацию. И несколько раз мы сталкивались с тем, что, когда дети выходят после экзамена, они вдруг осознают, что они где-то допустили ошибку (хотя они знают правильный ответ), где-то что-то не дописали, потому что напрочь всё забыли, а когда вышли после экзамена и расслабились – вдруг вспомнили всё, что нужно. Ну и плюс – важно умение анализировать, логически выделять цепочки, взаимосвязи событий и так далее.

Ещё два года назад история даже преподавалась по-другому. А в сегодня в информационном плане настолько всё стало открыто, что история кажется очень понятной. Есть ещё одна особенность – это всё-таки история России с небольшим процентом из всеобщей истории. Нужно суметь преподнести факты так, чтобы не было перегибов в патриотизме, и восприятие всего было общим. Это очень ответственный предмет именно сейчас, есть определенная балансировка для учащихся. Помимо того, что их главная цель – успешно сдать экзамен, им нужно еще уметь анализировать события истории нашего государства и его взаимоотношения с другими государствами. Не должно быть яркой субъективности в подаче материала, это очень опасно. Истории всех стран соединены, и это – история не только нашего государства, это история нашей планеты. Я считаю, что моя задача заключается именно в том, чтобы помимо получения знаний и сдачи ЕГЭ на максимально возможный высокий балл, был элемент воспитания гражданина – не только нашей страны, но и планеты. Даже если я говорю свою точку зрения, я всегда акцентирую внимание на том, что это только моё мнение.

- В 2015 году Ваш ученик получил на ЕГЭ по истории 100 баллов. Какими качествами должны обладать учащиеся, чтобы добиваться таких результатов?

- В первую очередь, это трудолюбие. Учебная деятельность, хотя это сухо сказано. Если говорить о примере этого ученика, то, во-первых, у него было желание получить высокие результаты, определенная амбициозность. Далее – всё, что говорит преподаватель, впитывалось как губка. И мною всегда приветствовалась его дополнительная самостоятельная деятельность в этом русле. Примером могут быть те занятия, когда он говорил: я дома помимо тех домашних заданий, которые Вы задаете, занимаюсь ещё культурой (мы знали, что в этой области есть пробелы). Он сам прочел учебник, прорешал тесты. Трудолюбие – это основа. И, естественно, тот курс, который задает педагог, не просто воспринимается, а впитывается. Плюс – важны аналитические способности. Здесь огромное количество качеств, но трудолюбие – в первую очередь.

- А есть ли какие-нибудь разделы истории, которые ученикам даются очень легко или же наоборот – их никак не удаётся выучить и понять?

- Есть такие. Говоря о лёгких разделах: это 18 век, внешняя и внутренняя политика. Здесь у нас Пётр Первый, здесь всё воспринимается патриотично, интересно. Это эпоха Екатерины. Сложнее даётся 19 век. Внешняя и внутренняя политика ученикам понятнее, сложности возникают с темой идеологического направления – идеологическими течениями. Начиная с 30-40 годов 19 века, где появляются консерватизм и либерализм, ученики неоднократно просят что-то повторить. Это третья объёмная линия, и дальше она начинает развиваться. И ещё трудно воспринимается 20 век. Здесь сложное начало, период становления советской власти, гражданская война. Слава Богу, ученики не воспринимают агрессию, но без войн мы не можем, а некоторые варианты и элементы в истории всё же связаны с агрессией. У ребят всё время возникают вопросы: зачем нужно было это делать, для чего и так далее. Иногда даже получается, что они пропускают это через сердце. Дальше в 20 веке идёт тема Великой отечественной войны. Это изучаемо, она не то чтобы на слуху, но близка, мы всегда празднуем День Победы. 90-е годы 20 века тоже воспринимаются с каким-то непониманием. Там есть что-то не совсем открытое, поэтому здесь мы учим просто чистые факты.

- Мы знаем, что в истории есть задания по культуре и задания, которые предполагают работу с картами. Насколько сложно ученикам даются эти разделы?

- Мы используем атлас по истории России – он изначально должен присутствовать на занятиях. Мы обязательно пользуемся им в ходе теоретического разбора темы – по нему ученики всё видят и запоминают. Любой период заканчивается изучением его культуры. По теме культуры и её памятников есть иллюстрации, которые даю ученикам непосредственно я, плюс у них есть небольшие учебники и их самостоятельная работа – они могут изучать памятники культуры в интернете. Уделять этой теме очень много времени мы не можем. Изначально мы решаем не полные тесты, а какие-то части из них, потом, ближе к концу, прорабатываем больше объемные тесты, и там есть часть, посвященная картам – этот материал они запоминают в том числе и визуально по атласам.

 - Давайте поговорим о втором вашем предмете – обществознании. В чём тут сложность?

- Тут сложность в субъективизме, об этом говорят все. Этот предмет имеет определенную окраску. История – это фактический материал, и если выучить определенные материалы, то всё решается легко. В обществознании особенность в том, что здесь присутствуют все предметы: философия, социология, политология, экономика… Какие-то из них более конкретны, та же политология – в том, что касается Конституции. Но если брать философские направления – сейчас, в новой структуре тестов, это четвертое задание – то дети начинают теряться. Есть ещё вторая часть, которая требует не только знания теоретического материала. Высокие баллы тут изначально доступны только высокоинтеллектуальному ученику. Плюс финальное эссе, которое должно показать спектр всех знаний учащегося: здесь и аргументы, и субъективная точка зрения ученика. Поэтому по новой структуре сложно написать первую часть без единой ошибки – здесь нужно показать свои рассуждения. И они могут быть правильными, а автор этого теста, допустим, имеет в виду совершенно другое рассуждение – и оценка будет ниже. Все об этом знают, все говорят о субъективизме в обществознании.

- Какова Ваша методика изложения материала в обществознании?

- Теоретический материал я излагаю по блокам, как и у всех. Здесь дело в подаче – она разная. В практической части, в тестах, мы начинаем занятия по темам, потом по модулям. Ко второй части мы переходим, когда набирается хотя бы 40% материала. То есть, это модульное изучение общества по подсистемам и практические задания.

- А как строится само занятие?

- Если взять педагогическую технологию, то это называется интерактивное обучение. Это мои любимые технологии в образовании. Во-первых, мы занимаемся в группах, а не в классе – у нас 5 человек вместо 25. Во-вторых, по структуре там изначально присутствует энергизатор: для истории это ежеурочное, то есть на каждом занятии, повторение дат. Когда ученик постоянно повторяет дату, у него перед глазами сразу появляется образ того или иного события. То же самое в обществознании – мы постоянно повторяем теорию. Второй признак интерактивного занятия – в нём участвуют все. Кто-то больше пытается раскрыть тему, устно или в практическом плане, как домашнее задание небольшого объёма. Потом идет подача нового материала, потом практика – тесты, после них, допустим, презентация и проверка тестов, их анализ.

- А какие Вы видите преимущества малых групп по сравнению с индивидуальным обучением и большими классами?

- Во-первых, в малой группе при подаче материал достигает каждого ученика. Во-вторых, есть соревновательный момент. Что я всегда говорю своим группам: вы должны знать, что здесь мы учимся все: и я, и вы. Не должно быть такого момента «вот, у кого-то хуже, а у меня лучше…» Когда ребята занимаются в небольшой группе, это выравнивает их знания и желание учиться. Есть учащиеся – лидеры по характеру, и они начинают стремиться лидировать. Группа небольшая, получается беседовать с каждым. Это создаёт атмосферу положительного результата на занятиях. Группа становится относительно родственной. Исходя из опыта занятий, мы позволяем друг другу где-то расслабиться, подойти к делу с юмором, со смехом, а где-то необходима строгость, потому что мы приходим заниматься, а не просто общаться. То есть, здесь присутствует всё.

- Вы говорили, что учитесь у своих учеников, а чему?

- Во-первых, взаимоотношению с нынешним поколением. Иногда меня поражает и восхищает что-то, чего не могу я. Например, они, помимо того, что учат историю и обществознание, прекрасно владеют английским, французским и другими иностранными языками. Мне интересна субкультура их поколения – этому они меня тоже учат.

- Какую продолжительность занятий для подготовки к ЕГЭ Вы считаете оптимальной?

- Это показывает время. Когда мы начинали, у нас было всего одно занятие по истории – 2 часа один раз в неделю. Потом, через месяц-два, по желанию учеников мы начали увеличивать время: два раза в неделю по 2 часа… С прошлого года пошли десятиклассники, с ними мы занимаемся не год, а два. Сейчас уже идет речь о том, чтобы и по обществознанию заниматься 2 раза в неделю. Это требование времени. Глубина обоих предметов требует двух лет обучения. Если это будет настоящий труд, то всё получится. Если взять нашего ученика-высокобалльника, то за два года он получил 80% знаний только на наших занятиях, о чём сам заявлял.

- Татьяна Филипповна, с какими учениками Вам приятнее всего работать?

- С понимающими, со стремящимися к знаниям. Я всегда им говорю: «Если Вы будете знать больше, чем я, я буду этим только восхищаться». Потому что, например, Юнг, ученик Фрейда, ушёл от своего учителя и достиг определенных высот в психологии. У меня присутствуют определенные амбиции, но я буду только рада, если ученики будут меня превосходить в знаниях. То есть, меня радуют амбициозность, стремление добиться высоких результатов, желание всё постичь. Мне нравится фраза моей ученицы-девятиклассницы Оли, которая получила пятерку по истории: «Дайте знаний!» Так что, те ученики, которые хотят получить знания, которые требуют от меня этих знаний – вот с ним

Дипломы, грамоты, благодарности:
Запишись на бесплатное собеседование!
Подпишись на нашу рассылку
для абитуриентов и получи много полезной информации о том, как сдать и поступить!
Родитель
Абитуриент