8 (908) 511 91 16
8 (908) 518 07 15
Заказать обратный звонок
Альхова Татьяна Александровна
  • Обществознание
  • Образование: РГПИ
  • Опыт работы: 36 лет
Посмотреть видео
Альхова Татьяна Александровна

Преподаватель истории и обществознания. Окончила РГПИ, квалификация по диплому «учитель истории, обществоведения и английского языка».

  • Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (любой уровень)
  • Прошла курсы по программе «Методика работы предметных комиссий по проверке ответов ЕГЭ и ГИА-9 по обществознанию»
  • Прошла курсы повышения квалификации по проблеме «Совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов экзаменационных работ участников ЕГЭ экспертами предметных комиссий Ростовской области»
Район проведения занятий: Центр (Красноармейская/Соколова), Западный
Стоимость занятий: 1200 р./120 минут, занятия 1,5 раза в неделю (мини-группа 4-5 человек)

Альхова Татьяна Александровна: «Всегда ищу ключик в каждому ребенку»
 

- Расскажите о своём педагогическом пути – почему Вы стали педагогом?

- Я окончила нашу 14 гимназию. По складу была гуманитарием. С одной стороны, мне хотелось заниматься историей, а с другой, поскольку на протяжении всей школы я учила иностранный язык, хотелось и язык не потерять. В нашем педагогическом институте открылся факультет, он назывался «Историко-английский». Вот, собственно говоря, это и было направление, на которое я поступила. Когда поступала, понимала, что буду работать в школе, но школа меня никогда не пугала – я к этому совершенно спокойно относилась. А профессиональный интерес проявился, уже когда у нас была педагогическая практика, когда можно было общаться с детьми, проектировать уроки, участвовать в мероприятиях – это получалось, это приносило удовлетворение. И дальше я по этой педагогической линии и пошла, что называется.

- У каждого преподавателя есть своя методика, расскажите о своей. Как Вы ведете такой сложный предмет – обществознание, который состоит из нескольких подпредметов, как у Вас идет изложение, как строятся занятия?

- Обществознание – это такой предмет, который трудно выучить. Здесь главное – понимание тех или иных процессов общественной жизни. А наиболее эффективными приемами, технологиями и методиками являются интерактивные: дерево решений, мозговой штурм. А технологии на деятельностной основе – это и проблемное обучение, и технология аквариумного обсуждения и кейс-технология, которая очень эффективна – всё это позволяет создать пространство обсуждения тех или иных гипотез и проблем – и это вызывает у детей интерес. Конечно, процесс обучения связан и с лекционным материалом. Тут самое главное – организовать деятельность детей, чтобы они не просто слушали, но и выполняли задания, составляли развернутый план или тезисы, опорные конспекты – тогда есть определенный эффект. И плюс ещё очень важно создание хорошей, открытой атмосферы на занятии, когда дети не боятся ошибаться, не боятся высказывать свою точку зрения – это всё эффективно и даёт хороший результат.

- Какие разделы обществознания обычно даются ученикам сложнее всего?

- Специфика обществознания как раз заключается в том, что все разделы достаточно сложные, потому что требуется не просто заучивание, а требуется понимание и осмысление того материала, который учат дети. По опыту могу сказать, что сложными, как правило, являются вопросы раздела «Экономика». Больший интерес, вне всякого сомнения, обычно вызывает «Право», но он сложен ввиду того, что там большой объем материала, который нужно усвоить, понять, не запутаться. В его основе лежат нормативные акты, которые требуют совершенно определенного толкования, поэтому многое надо просто выучить.

- Что нужно школьнику, чтобы получить высокий балл по обществознанию?

- Здесь требуются совместные усилия преподавателя и ребёнка. От ребёнка что зависит? Во-первых, важна целеустремленность, чтобы он четко понимал, что ему надо, для чего ему это надо. От преподавателя зависит, чтобы был интерес к предмету, ответственность, добросовестное выполнение задания, потому что путь к приращению баллов всё-таки задается преподавателем. Многое зависит от квалификации преподавателя, его педагогического мастерства. Личные качества педагога тоже, прямо скажем, не на последнем месте, потому что создание хорошей, открытой, приятной атмосферы тоже работает на образовательный результат.

- Вы уже давно работаете в комиссии Единого государственного экзамена, проверяете работы выпускников, учите других преподавателей. Какие вопросы на ЕГЭ в 2017 воду вызывали у школьников затруднения?

- Тема, по которой мы занимаемся с учителями, называется «Обеспечение позитивной динамики образовательных результатов учащихся в формате ОГЭ и ЕГЭ». Затруднения начинаются прямо с нормативных документов. В основе КИМов лежит федеральный компонент стандарта 2004 года, по крайней мере, в прошлом и в этом году КИМы составлялись на основе этого стандарта. Там есть последний раздел: «Требования к уровню подготовки выпускников». Позиция первая: что ребёнок должен знать и, самое главное, понимать. Там прописаны основные содержательные единицы курса «Обществознание». И дальше подробно расписано, что ребёнок должен уметь. А уметь он должен многое: работать с источниками социальной информации, видеть за теоретическими положениями курса «Обществознание» реальную общественную практику, объяснять самые разные связи: причинно-следственные, иерархические, структурные и так далее, и уметь всё это использовать. Поэтому нужно очень чётко понимать, что на предметном материале это важно, это нужно. Проверяется уровень сформированности базовых умений. Знания, предметную составляющую можно подтянуть и поднатаскать. Умения за год не формируются, для этого нужно больше времени. И, говоря о сложностях, я бы отметила следующее (особенно если речь идет о второй части контрольно-измерительных материалов): дети не очень хорошо выполняют задания, связанные с понятиями. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия, например, «политическая культура», «мышление», «общество» и так далее. Определение дети заучивают, но выполнить задание до конца, то есть составить предложение, увидеть главный смысл в этом понятии – вот это западает. И в итоге это задание выполняют около 50% детей, у остальных – нули. Критерии жесткие: если дети не раскрывают смысл понятия, то баллы они теряют. Сложно идут задания-задачи, когда даются некие ситуации и их нужно проанализировать с позиций теории обществознания. В этом году дети получше справились с заданием на составление плана. А вот мини-сочинение западает, особенно по второму критериальному показателю, где речь идет о том, чтобы представить основную идею высказывания и раскрыть теоретический аспект. Хотя надо отметить, что в этом году имеет место позитивная динамика, и средний балл по нашей области уже выше, чем в прошлом году.

- Какими человеческими качествами должен обладать преподаватель?

- Во-первых, видеть в каждом ребенке личность, уважать ребенка. Мне очень нравится высказывание Амонашвили: «Ребёнок бесконечен, и если вы найдёте ключик, то он вас удивит». В этом определении есть и отношение к ребенку, и вера в его возможности, в его движение в его развитие, и педагогическая позиция. Каким бы ни был ребенок, все равно есть ключи. Но на то и педагог, чтобы подобрать этот ключик, чтобы у ребенка был интерес к предмету, который ведет преподаватель, ну и неплохо, если к самому педагогу как к личности.

 - Без чего вы не представляете свой день?

- Наверное, без общения. Профессионального, если речь идет о работе, и если это не работа, а отдых, отпуск, путешествия, то это общение с родными, близкими, друзьями.

- У Вас есть увлечения помимо преподавания?

- У человека, который стал педагогом, преподавание и есть – главное увлечение. И сам он учится, и учит других. Знаете, как говорят: нас хлебом не корми, только дай где-нибудь поучиться. Что мне нравиться? Театр. А ещё нравится что-то делать руками. Мы работаем головой, иногда она болит, устает, и моё увлечение – это алмазная мозаика. На неё остается немного времени, но если есть отпуск, то отвлекаешься, делаешь, получается из мозаики цветочек или кораблик – и тебе хорошо.

Запишись на бесплатное собеседование!
Подпишись на нашу рассылку
для абитуриентов и получи много полезной информации о том, как сдать и поступить!
Родитель
Абитуриент