8 (908) 511 91 16
8 (908) 518 07 15
Заказать обратный звонок
Гаврилова Надежда Александровна
  • Математика
  • Информатика
  • Образование: ЮФУ
  • Опыт работы: 8 лет
Посмотреть видео
Гаврилова Надежда Александровна
Руководитель Репетитор Дона

Преподаватель математики и информатики. Окончила ФВТ ЮФУ. 

  • Подготовка к ЕГЭ по математике (повышенный уровень)
  • Подготовка к вузовским олимпиадам и ДВИ МГУ по математике.
  • Подготовка к ЕГЭ по информатике
Район проведения занятий: Западный
Стоимость занятий: 1300 р./180 минут (мини-группа 7-10 человек)

В 2017 году 5 учеников Надежды Александровны сдали ЕГЭ по математике на 90 и выше, 11 человек на 80 и выше, 17 человек сдали на 75 и выше, 2 человека выиграли олимпиады: ОММО и Физтех. Максимальный результат ученика по дополнительному внутреннему экзамену МГУ 95 баллов.

Гаврилова Надежда Александровна:  «Для учеников я – и педагог, и друг»

- Надежда Александровна, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в образование и почему стали педагогом?

- Вообще, когда я решала, кем быть в этой жизни, я никогда не думала, что буду педагогом. В школе мне нравились технические предметы, хотя остальные, в принципе, тоже давались. Но я решила, что информатика, математика и физика – это именно те предметы, с которыми нужно связать свою жизнь. В 11 классе я выбрала техническое направление и поступила на факультет высоких технологий. Работать я начала ещё во время обучения в университете и, поработав в крупном IT-отделе в качестве инженера-тестера, я поняла, что работа в офисе с компьютером – то есть, работа программиста, о которой я мечтала, когда поступала на этот факультет, для меня неинтересна. Мне на ней скучно. Мне хочется общаться с людьми, помогать им. Ещё в школе, начиная с 5-6 класса, я всегда помогала одноклассникам, помогала подтягивать какие-то темы. В университете помогала одногруппникам разбираться в темах математического анализа, программирования. Во время работы в крупном IT-отделе у меня появился первый ученик. Сначала мне было тяжело выходить после тяжелого рабочего дня и идти к ученику, но, когда я входила уже от него, это был такой полёт сил! Я видела энергетическую отдачу от этого процесса и начала понимать, что, наверное, преподавание – это моё. Позже у меня появилось много учеников, и я начла заниматься только репетиторством.

- Вы являетесь не только преподавателем, но и руководителем центра «Репетитор Дона». Как Вам пришла идея создания центра?

- С каждым годом оттачивалась методика преподавания, создавались методички, мы перешли на работу в мини-группах и стали понимать, что мы хорошо преподаем технические предметы. А почему бы не собрать ещё и преподавателей, которые также хорошо преподают остальные дисциплины? Так и возникла идея создания центра «Репетитор Дона». В наш коллектив мы собирали и будем собирать самых лучших преподавателей: мы их тестируем, отбираем – это довольно сложный процесс.

- Расскажите подробнее, как вы отбираете преподавателей в коллектив? Какие качества необходимы для будущего репетитора и, собственно, как стать вашим репетитором?

- Первый момент: мы тестируем претендента в формате того экзамена, к которому он будет готовить. Если он покажет себя профессионалом в области, к которой он готовит, то есть напишет ЕГЭ или ГИА на очень высокий балл, то мы переходим на следующий этап. Здесь происходит собеседование с психологом, и он характеризует данного человека. После этого – устное собеседование и проигрывание занятия. Кроме того, мы в обязательном порядке собираем отзывы предыдущих учеников. Преподаватель совсем без опыта к нам, так или иначе, не устоится. Люди, которые плохо знают свой предмет, к нам тоже не устроятся. Мы берем к себе только профессионалов, у которых до нас уже было некоторое количество учеников и которые могут готовить к ЕГЭ или ГИА на высокие баллы. Именно таких людей мы и ищем.

- Сложно ли совмещать преподавание и управление центром?

- Если честно, да. Сложно, потому что и то, и другое требует огромного количества сил. Преподавание требует полной отдачи, так же, как и руководство центром. С каждым годом я сокращаю количество преподавательских дней и работаю только с теми учениками, с которыми мне самой нравится работать, потому что я трачу на учеников много энергии. Я стала их выбирать, но выбирать не только по уровню знаний, но и по отношению к самому предмету. Бывает, что приходит ученик с низким уровнем, но он рвётся, он хочет – и тогда я буду с ним работать. Мы душу отдадим дьяволу (смеется), но хороший результат он получит за год. Что касается управления центром, то очень много сил уходит на обучение, например, персонала, то есть, на обучение администратора правильно работать с учениками. Много сил уходит на разработку методических материалов. Много сил уходит на контролирование того, качественно ли ведутся у нас занятия, на работу сайта. Также много времени уходит на обучение преподавателей математики и информатики – я являюсь методистом нашего центра, и поэтому я как самостоятельно набираю преподавателей математики, так и обучаю их, то есть, контролирую, правильно ли человек рассказывает ту или иную тему, правильно ли и до конца ли он понял идеи, которые были заложены, с какой целью давались те или иные упражнения. Также я координирую расписание и много чего другого в нашем центре.

- Подскажите как руководитель центра: какие направления подготовки являются самыми популярными?

- Конечно, самыми популярными направлениями подготовки являются математика и русский язык. Эти направления и в принципе по стране самые популярные – у нас каждый ребенок сдает математику и каждый сдает русский. Потом идет обществознание и физика. То есть, в принципе, это совпадает со статистикой выбора предметов по стране.

- А как много студентов обучилось в вашем центре в прошлом, 2016 году?

- Около 160 абитуриентов. Среди них большая часть – ученики 11 класса, а также ученики 9 класса, немного младшеклассников и немного десятиклассников.

- Какие направления Вы планируете развивать в центре? Новые услуги, направления, может быть, удалённую работу? Если нет, то почему?

- В этом году мы поэкспериментировали и после сдачи ЕГЭ ввели курс «Основы высшей математики» для наших одиннадцатиклассников. Мы делали это совершенно бесплатно, детям понравилось! Насчет дистанционного обучения – если честно, я не его сторонник, потому что для обучения важнее всего – личность преподавателя, то, что ты находишься рядом, что можешь тыкнуть пальчиком в то или иное место и указать ошибку… Дистанционное обучение подходит для очень мотивированных школьников, а таких не так много. И часто дети получают мотивацию именно от личного общения.

- Расскажите о самых ярких достижениях за годы работы центра: может быть, это максимальные баллы или максимальный рост над собой, может быть, это просто ученики, которыми Вы гордитесь?

- В этом году, например, было два ученика, мальчик и девочка, которые пришли к нам заниматься математикой. На входном тесте – а мы всегда проводим входной тест, чтобы определить уровень ребенка, - они показали 14 вторичных баллов, то есть, 14 из 100. А в конце года они набрали 84. Плюс 70 баллов – это отличный результат! Была девочка Полина, которая с нуля изучила информатику и набрала 91 балл. Кроме того, за годы работы у нас есть стобалльник по истории, тоже уникальный мальчик, который приходил на занятия даже с температурой, то есть, несмотря ни на что, учил и учил предмет. Верю, что в будущем у нас будет ещё много таких примеров.

- Есть ли дети, с которыми вы поддерживаете связь и после их выпуска?

- Конечно! Таких детей, если честно, очень много. Я всегда – довольно открытый человек, и у меня есть такое правило работы с учениками: что касается вне занятий – я их друг, что касается обучения – я строгий педагог. То есть, я могу общаться с ними на разные темы вне занятий, я часто знаю об их личной жизни, потому что я должна знать, что влияет на их поведение, и так далее. Поэтому со многими учениками я остаюсь друзьями. Со многими я встречаюсь после окончания нашей деятельности: они приезжают в гости, на мой день рождения они приезжают во время занятий, поздравляют на 8 марта… Я всех их рада видеть, и думаю, это продолжится в будущие годы.

- Из всего вышесказанного следует, что Вы видите задачу репетитора не только в том, чтобы обучить ученика предмету. Расскажите, пожалуйста, поподробней о своём видении репетиторской деятельности.

- Вы знаете, наверное, это не только видение репетиторской деятельности, это видение педагогической деятельности. Когда я беру себе ученика, основная цель, конечно – дать знания. Другая цель – это научить трудиться. Потому что у современных учеников в школе этот навык как раз полностью атрофируется, и за много лет ученик привыкает просто симулировать учебную деятельность, а не заниматься ею. Я учу держать своё слово, потому что, если ученик пообещал мне выучить к следующему занятию теорему или определение, и он этого не делает – он получает трудовое наказание, например, приготовить на всю группу какое-то кулинарное изделие. Я учу постоянно, плодотворно идти к своей цели. И, наверное, всё-таки учу трудолюбию. Учу быть терпимее к разным ученикам, к слабым ученикам, уважать сильных учеников, ценить людей за их труд.

- Надежда Александровна, у каждого педагога, несомненно, есть своя методика. Расскажите, пожалуйста, о своей.

- Если я расскажу о своей методике, то я расскажу и о методике всего центра по математике, потому что я разрабатываю методические материалы по математике и информатике. Моя методике состоит в том, что мы изучаем математику, восстанавливая школьный курс. Математика – это такой предмет, что, если ты не понял предыдущего, ты не поймешь и следующего. В этом и кроется огромный минус математики. Запустив её и не поняв чего-то в 6 или 8 классе, дети в 10 классе уже не понимают совершенно ничего. И мы восстанавливаем все эти пробелы, мы умудряемся за год пройти программу пяти лет. Те разделы, которые ребенок знает, мы проходим очень быстро, просто проверяя, знает он их или нет. А в тех разделах, которые ребёнок не знает, мы тщательно устраняем каждый пробел и добиваемся стопроцентного усвоения. После каждого раздела идут задания ЕГЭ – так мы проходим каждый класс. После каждой методички у нас идет контрольные в формате ЕГЭ, и ученик, уже начиная с сентября-октября, пишет контрольные, заполняет бланк  – он уже приучается к этой процедуре. Кроме того, в каждой методичке есть блоки повторения. Почему? Потому что современные школьники не привыкли хранить огромное количество информации у себя в голове, и те темы, которые проходились в сентябре, забываются к марту. Кроме того, в июне мы проводим интенсивы, на которых мы занимаемся повторением, написанием пробников и прохождением ещё части программ. И всё это помогает нашим ученикам достигать высоких результатов. А что касается непосредственно методики занятия, то всем ученикам, которые ко мне придут, не стоит ждать готовых, «разжёванных» объяснений каждого примера . Я люблю вытягивать из ученика задачи, которые у него не получаются, то есть, я не даю готового решения, я люблю задавать вопросы. Я задам ему один, два, двести вопросов, но он сам решит эту задачу. Это всё помогает развитию мышления, помогает на ЕГЭ рассчитывать только на свои силы. Кроме того, я учу учеников работать с теорией. Читать теорию, разбирать её – этот навык понадобится им дальше, в университете. Ты не понял какой-то раздел – ты открываешь книжку, читаешь и приучаешь себя к тому, что можно находить там данные, что можно ею пользоваться каждый раз, когда непонятно. Также этот навык пригодиться при работе с письменными инструкциями. Просто в школе этот навык совершенно не отрабатывается, ученики не догадываются, что если ты не понял что-то, то можно открыть учебник и почитать. Пусть даже там написано не идеально, но, если двадцать раз прочесть, становится понятно.

- А чему Вы как репетитор в первую очередь учите ребенка?

- Наверное, мышлению. В первую очередь – думать самостоятельно, выводить каждый факт, доказывать его. То, что может быть очевидно с одной стороны, при других входных данных может быть совсем не очевидно. Следующее, чему я учу – это решению большого объема заданий, примеров, домашней работы, чтобы оттачивать каждый навык идеально. Чтобы, человек пришел на экзамен и, если мы прошли это задание, он его стопроцентно решал.

- А как Вы строите само занятие?

- Занятие начинается с проверки домашней работы, и вопросов о том, что не поняли ученики. Ученики задают мне вопросы, если вопросов нет – я забираю тетради на проверку, а они начинают работать дальше. Постепенно я проверяю всех учеников в группе и отдаю им тетрадки на исправление. Само занятие может быть посвящено чисто алгебре или чисто геометрии, бывают и смешанные занятия, в зависимости от того, какие темы и как мы их проходим. Если мы подошли к сложным темам, к геометрии, мы можем заниматься целое занятие только геометрией, а если проходим лёгкие темы по геометрии, то чаще всего эти задания дети решают дома. Ученики очень часто выходят к доске – таки образом они избавляются от страха работать перед всей аудиторией. Мы работаем, проходим новый материал, и в конце я задаю домашнюю работу. Она составлена из материала всего занятия, и может быть также составлена из кусков, которые я считаю лёгкими, и ученик сможет без меня их выполнить.

- Надежда Александровна, не могли бы Вы дать пару советов ученикам и родителям, которые только собираются к Вам прийти? Скажем, когда лучше это сделать, почему не стоит сомневаться?

- Первый момент такой: если перед учеником стоит высокая цель – поступление в вузы Москвы и Петербурга – то лучше приходить с 10 класса. И если вы планируете поступать на мехмат и на технические специальности – вы должны любить этот предмет. У вас должно быть уже в школе легко с ним. Это касается и тех, кто хочет поступать в экономические вузы: любишь-не любишь математику, а высокий балл по ней нужен. И не только в Москве и Петербурге, но и в Ростове, потому что мы каждый год видим, что в экономические вузы нужны довольно высокие баллы. То есть, желательно прийти с 10 класса: тогда ты спокойно, не торопясь, будешь усваивать свои темы, устранять пробелы. Потому что прохождение того же в 11 классе требует решения просто огромного объема материала, если ты хочешь высоких баллов, а сейчас у тебя не самый высокий результат.

- Чего стоит ожидать ученикам и родителям, а чего ожидать не стоит?

- Наверное, стоит ожидать огромной работы, то есть, огромного количества решенных примеров, идеально выученной теории, досконального разбора каждой темы. Чего не стоит ждать – что вам будут разжевывать простые темы. Я стараюсь, чтобы мышление ребенка само нашло решение. Я обязательно показываю образцы задач тем, кому это требуется, а дальше ребенок решает сам. Я только помогаю ему, направляю, задаю каверзные наводящие вопросы. Так же и в геометрии – ребенок проделывает все шаги сам, я только на каждом разветвлении даю ему правильную подсказку, куда идти.

- Расскажите, пожалуйста, какие качества нужны ученику, чтобы набрать высокий балл по предметам, которыми вы занимаетесь: по математике и по информатике?

- Прежде всего – трудолюбие. Поставить себе высокую цель. И, конечно, способности. Потому что баллы 80-100 по тому и другому предмету требуют способностей. Если в математике это способность к самостоятельному творческому мышлению, способность искать идеи и находить их, то в информатике это – способность к программированию, то есть, аналитическое и образное мышление.

- Давайте остановимся на этих предметах чуть более подробно. Самым сложным предметом является математика. Расскажите, пожалуйста, что самое трудное в этом предмете, что даётся ученикам сложнее всего? Что им тяжелее всего выучить?

- Понятие «выучить» к математике не совсем применимо. Скорее, «понять». Многие вещи, если ты решаешь их много раз, запоминаются сами. А остальные вещи, которые не запоминаются, ты просто должен знать, как выводить – это мой принцип обучения. Какие темы даются сложнее всего? Что касается математики, я бы сказала, что эти темы зависят каждый раз от самого ребенка. Все дети разные. Я всегда анализирую, как ребенок работает с тем или иным разделом. Могу сказать, какие темы дети совершенно не знают, например, тему «Тригонометрия». В школе, я бы сказала, учителя ее практически не знают сами. То есть не объясняют основу этой темы – тригонометрический круг, не доносят тему так, чтобы ученик понимал смысл каждого символа, каждой буквы. И детям, даже если они сообразительные, умные и хорошие, часто просто не донесли смысл всех этих многочисленных символов, которые пишутся на доске. Не понимая всё досконально, ребенок пытается что-то запомнить, а память – дело такое: то, что ты не понимаешь, ты и не помнишь, и оно забывается очень быстро. Есть в школьном курсе много разделов, которые как бы есть, но их как бы нет. Например, тяжелая планиметрия, то есть, тяжелая плоскостная геометрия, которой в принципе в школе особо не уделяется внимание. Большинство одиннадцатиклассников не слышали слова «внеписанная окружность», «теорема Менелая», «теорема Чевы» - для них это Кузькина грамота, грубо говоря. А что касается сложных тем, то есть совершенно разные ученики. Есть дети, которым великолепно даётся алгебра, неравенства дались им легко, и мы можем такую сложную тему как параметры, в школе она тоже практически не преподается. Есть дети, которым геометрия дается легче – тогда мы точно проходим тяжелую планиметрию.

- Аналогичный вопрос по информатике. Наверное, в этом предмете тоже есть свои сложности. Что сложнее всего?

- Во-первых, сложнее всего пониманием программирования. Если у ребенка высокое мышление, то мы заканчиваем изучение программирования  27 заданием, которое позволяет им набрать максимальный балл – но таких деток не так много. Это задание специфично: ребенок должен уметь не только программировать, но и уметь не просто решить задачу, но решить ее оптимальным образом. То есть, информатика проверяет не только то, что ты умеешь решать задачи, но и как ты это делаешь, оптимально или не оптимально. За оптимальное решение дают максимальный балл, за неоптимальное – гораздо меньше баллов. Это первый момент. Второй момент, даже для сильных учеников, это внимательность. То есть бывает, что ученик понимает всё идеально: программирование у него на высоком уровне, мышление на высоком уровне… а внимательность хромает. Следующий момент – умение концентрироваться, умение на экзамене идеально, внимательно прочитать задания и ответить на них. Часто ученики по «Части 2» и бывшей «Части С» набирают максимальный балл, а ошибки у них в первой части. Вот, наверное, в принципе, всё.

- Вы уже упоминали, что Вы и преподаватели вашего репетиторского центра работаете с мини-группами. Расскажите, какие есть преимущества у такого формата работы?

- При работе с группами есть очень много плюсов. Те преподаватели, которые говорят, что в группе результат хуже – они просто не умеют работать в группе. Первый момент – мы ведем технические группы (математика, физика, информатика, химия) по индивидуальной методике. Дети сидят вместе, но при этом занимаются каждый своим. Это напоминает сеанс одновременной игры в шахматы, когда преподаватель подходит к каждому столику, делает свой ход и идет дальше. Он помогает, направляет, задает нужные вопросы, а ребенок делает дальше ходы. Таким методом у нас в Ростове, насколько я знаю, практически никто не работает. Многие родители, когда слышать слово «группа», представляют себе всё так: всем рассказали что-то одно, поняли-не поняли – идём дальше. У нас в групах мы идем по совершенно другому принципу. И это даёт свой результат! Дети идут по своей траектории, заболели-не заболели – они идут с их скоростью, после болезни возвращаются к той точке, на которой остановились. Нужно им на какой-то теме посидеть, нужна дополнительная подборка примеров – они сидят. Тема легко даётся, они всё поняли – мы идём дальше, потому что наша задача – пройти за год как можно больше. Ещё огромный плюс – и в этом году я особенно ощутила это – это взаимная конкуренция. Когда ученики видят, что Вася решает задачи на уровень сложнее, Вася приносит по 30-40 страниц решенного домашнего задания, то многие, видя это всё, тоже хотят быть нехуже Васи, понимают, так как Вася может, и я могу!  Кроме того, дети начинают общаться, они находятся в коллективе единомышленников – людей, которые хотят достигнуть большего, хотят поступить – чего они обычно не видят в школе. Они начинают общаться, начинают ходить вместе в кино – то есть, создается микроколлектив – и всё это помогает достижению общей цели, то есть, получению высокого балла на ЕГЭ.

- Расскажите, пожалуйста, какую продолжительность Вы считаете оптимальной для подготовки к ОГЭ или ЕГЭ?

- Ну смотрите. Начнём с ОГЭ. Многие родители считают, что раз 9 класс, можно готовиться меньше. Но есть нюанс: большая часть курса математики дается в 7-8-9 классе. И чаще всего, когда ребенок приходит, даже если у него в школе стоит «5», он до конца не знает каждую тему этих классов. И приходится и с гиашниками, и с егэшниками восстанавливать все эти темы. Соответственно, нужно заниматься минимум два раза в неделю. У нас только базовый уровень ведется раз в неделю, и то для тех детей, которые имеют не нулевой стартовый уровень. Кроме того, у меня занятия идут 180 минут, а чаще всего и дольше, потому что я могу оставить ученика с другой группой, если другой группе это не мешает; я могу бесплатно пригласить его с другой группой, если в группе есть свободное место (и мы в этом году ввели это правило для всего нашего центра). То есть, занятие может идти и дольше. Что это даёт? Во-первых, ребенок находится с преподавателем. Это не дом, где можно сесть за компьютер, пойти покушать на три часа – тут приходится только работать. Он успевает прорешать огромное количество примеров и двигаться семимильными шагами. Устаёт ли ребенок? Ну, поначалу, первые два занятия многим непривычно. Но, привычно-непривычно, а экзамен по математике идет 4 часа, а если готовиться к олимпиадам, то они часто и 5 часов. ГИА (или ОГЭ, как его сейчас называют) – тоже 4 часа. И если ты отключаешься на второй час, это означает, что максимальных баллов ты никогда не наберешь. Следующий момент: люди, которым чаще всего нужна математика, это будущие архитекторы, экономисты, программисты, - то есть, те люди, которые проводят большую часть своего рабочего времени, сидя за столом. Так или иначе, надо привыкнуть сидеть – это не школа, где занятия ведутся по 45 минут, и ты убегаешь, отдыхаешь… А что касается отдыха и перерывов, то пожалуйста! Я придерживаюсь следующего принципа: ученик на занятии может делать всё, что хочет, если это не мешает процессу решения задач. То есть, надо ему покушать – он может выйти покушать. Он устал, ему надо пройтись – может выйти пройтись. Были даже такие смешные случаи – я разрешала ученику полчаса поспать! Ученик пришел после школы, он еле живой, он не соображает… И либо мне его отправлять домой, либо что-то с этим делать. Я просто дала ему подушку и попросила полчаса поспать. Он проснулся, и работал еще долго, и получил в конце свои баллы – поэтому я так понимаю, что это эффективно. То есть, у нас дружеская атмосфера: я не запрещаю детям реализовывать свои потребности, они могут иногда и пообщаться, но всё равно я каждый раз контролирую, чтобы разговоры не зашли слишком далеко и сильно много времени на это не потребовали. Но совсем исключать этого я тоже не исключаю. То есть, это служит для расслабления, для активации всех процессов мышления. Многие родители моих учеников рассказывали, что их чадо до встречи со мной вообще математикой особо не интересовалось, а здесь его не оторвёшь: он больной, хромой, кривой ходит ко мне на занятия, рвётся сюда несмотря на любую погоду – потому что у нас интересно, у нас дружественная атмосфера, я являюсь другом своих учеников.

- Надежда Александровна, какими человеческими качествами, на Ваш взгляд, должен непременно обладать преподаватель?

- Прежде всего, наверное, это любовь к людям, к ученикам. Это в первую очередь. Потому что эта профессия, в первую очередь, направлена на помощь людям. Вот почему мне нравится быть педагогом – мне нравится помогать людям, видеть рост человека над самим собой. Кроме того, педагог должен любить свой предмет, высококлассно его знать. Чем лучше ты знаешь свой предмет, тем лучше ты донесешь его до ученика. Ну и третье качество которое, несомненно, нужно – это умение донести то, что ты знаешь. То есть, умение творчески мыслить, так, чтобы подобрать к ученику нужную подсказку, нужное слово. И ещё навык, который требуется именно для обучения в короткие сроки или для подготовки к ЕГЭ – это умение найти и надавить на те струны ученика, чтобы он начал максимально работать. Для кого-то это может быть соревновательный опыт, кого-то надо хвалить, а кого-то надо ругать. То есть, к каждому ученику я нахожу свой подход и пытаюсь его понять: что движет учеником, каковы мотивы того, что он пришел ко мне, чего он хочет? И вот именно все эти качества помогают и мне, и другим преподавателям нашего центра получать от учеников максимальный результат.

- В завершение я хотел бы задать несколько личных вопросов. Без чего Вы не представляете свой день?

- Может быть, это будет смешно, но без кофе. Я – заядлый кофеман, и каждый день как минимум две чашки кофе с молоком – это обязательно.

- Расскажите о своих увлечениях.

- Одно из моих увлечений – это живопись. Я пишу маслом картины. Окончив технический вуз, я поняла, что мне чего-то не хватает, и нашла себе преподавателя живописи. Рисунок всегда мне давался – помимо основной, я ходила в художественную школу – а вот живопись никогда не давалась. И я поняла, что значит хороший педагог. Меня научили писать маслом, меня научили понятиям перспективы, принципам композиции, я начала видеть полутона – и сейчас я пишу маслом. Кроме того, иногда вышиваю. Конечно, в жизни современного человека должна быть еще и физическая нагрузка – это фитнес-клуб или иногда бег, ну и одно из небольших хобби, это, наверное, путешествия.

Запишись на бесплатное собеседование!
Подпишись на нашу рассылку
для абитуриентов и получи много полезной информации о том, как сдать и поступить!
Родитель
Абитуриент